Герб гимназии

Главная
Гимназические новости
Выпускники
Учителя
Фотогаллерея
Ссылки
История Гимназии
Проекты учителей
E-mail:fingerman@mail.ru
Об авторах
Рекомендую! Новый спонсор. Бесплатная раскрутка сайта.
Раскрутка сайтов

Директор

Южно-Сахалинская гимназия: опыт, проблемы, находки.

Полунина Лариса Павловна

Полунина Лариса Павловна - создатель и бессменный директор гимназии….
Она появилась в гимназии после того, как гимназия появилась в ней. Преподает английский и КВН-ведение. Все гимназисты, обученные этому предмету, не только мнят себя гениями, но считают таковыми всех гимназистов. Как администратор любит брать на работу умных мужчин и красивых женщин. Порой в этом раскаивается. Но не изменяет своим принципам. Уважает демократию, но авторитарна по натуре. Вспыльчива, но отходчива. Простодушна для тех, кто сам простодушен. Обожает праздники, но грустна во время торжеств. Руководитель, чьи сегодняшние фантазии уже назавтра становятся текущей работой для подчиненных. Имеет сына, дочь, мужа и очень симпатичного внука.

Современный портрет ЮСГ.

   Южно - Сахалинская гимназия родилась 19 октября 1990 года. 
В гороскопе друидов её Дню рождения соответствует знак "клёна", поэтому она всегда аккуратна,
ухожена, иногда даже кокетлива.
  Гимназия следит за модой и не принадлежит к числу заурядных учебных заведений. Она всегда полна
энергии и бодрости. Гимназию можно причислить к индивидуальности, способной принимать самые
рискованные решения, в основе которых лежит не материальный фактор, а жизненный интерес к новым
программам, предметам, людям. Наверное, поэтому педагоги гимназии постоянно находятся в творческих 
командировках  или принимают гостей.
  Гимназия всегда полна планов, любит всевозможные новинки, с энтузиазмом  защищает всякие новые
идеи. Она не боится  общественного мнения. Напротив, ей нравится, когда о ней много говорят. 
           
	  Черты рожденных под знаком "клёна":
              ·	живой характер;
              ·	чувство юмора;
              ·	способность к дедукции;
              ·	аналитический склад ума.
            Не правда ли, прекрасные данные для дальнейшего развития?
       
	   А начиналось всё это так....
  3 мая 1990 года.  Принято решение городской исполнительной власти №361 от 3.05.1990 г. об открытии
экспериментальной гимназии в школе -  новостройке  одиннадцатого микрорайона.
  10 сентября 1990 года. День, когда начались первые занятия, и "день небывалого потопа", причиной 
которого стал незакрытый кран в кабинете химии. Особенно пострадал кабинет музыки. Но зато сегодня он
один из самых красивых, оформлен в виде "Музыкальной гостиной".
  Первое воскресенье октября 1990 года - Первый день. Учителя в гимназии. Целый день проводилась 
гимназическая "педагогиада": 
      ·	конкурс творческих газет - с очерками о любимых учителях;
      ·	день самоуправления;
      ·	концерты для учителей и самих учителей. Самым ярким и остроумным было выступление учителей 
	кафедры "естественных предметов": Васильевой С.Ю., Румянцевой Л.Н., Береговой И.Ю., Ра Н.Б., 
	Тен Т.И., Ханьжиной И.В.
  19 октября 1990 года. День рождения гимназии. Первое посвящение в гимназисты. Первое официальное 
исполнение Гимна. Первый выпуск газеты "Гимназист".
    "Мы уже начали приобретать своё лицо", - писал в статье "Куда идём?" спецкор газеты, учащийся 10а
класса Карцев Алексей. "Как вы думаете, дорогие читатели, благодаря чему? Может быть, благодаря тому, 
что гимназия предназначена для одарённых личностей? Но это не так. В обычных школах тоже много умных 
ребят и интересных учителей, да и всех гимназистов нельзя назвать одарёнными личностями. Так чем 
же мы отличаемся от простых школьников? Рискну предположить, что главным отличием является наше 
желание внести что-то своё, изменить, сделать не так, как было, в отличие от тех школ, где мы просто 
отсиживаем уроки".
  
  День рождения гимназии, 19октября,своими корнями уходит в историю Царскосельского Лицея.
                  "Друзья мои, прекрасен наш союз!
                   Он, как душа, неразделим и вечен.
                   Неколебим, свободен и беспечен
                   Срастался он под сенью дружных муз."

  Замечательные слова А. С. Пушкина, образ жизни первых лицеистов, их заповеди пришлись по душе 
гимназистам 90-х:
      ·	Дружба с отрочества и на всю жизнь.
      ·	Помощь ближним в трудную минуту.
      ·	Сочувствие в беде.
      ·	Любовь и преданность Отечеству

      ·	Служение искусству не на словах, а в жизни.
      ·	Непримиримость к чинопочитанию, клевете и лжи.
      ·	Жизнь и дружба скучны без шутки, без игры, без высмеивания всего отжившего, отсталого, 
невзирая на лица.
   Не случайно в этот день учащиеся девятых классов посвящаются в гимназисты. На торжественной 
линейке в их честь звучат такие слова :
  "Будьте первыми всегда и во всём . Продолжайте историю славных дел гимназии. Пусть слово 
"гимназист" станет для вас гарантией интеллекта, морали, нравственности, абсолютного здоровья
и собственного Я!Пусть на вашем жизненном пути символом познания, дружбы, юности и верности 
будет огонёк свечи, который согреет вас, как слова нашего Гимна и Клятвы":
 "Я, гимназист, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь выполнять Устав гимназии, 
продолжать лучшие традиции учащихся Пушкинского лицея, девизом которых стали слова : "Пока
свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы !"  
 
                     Гимн  (Слова Тихоновой Ю., Школьной Н.)
                  Мы в гимназию пришли, чтобы здесь учиться.
                  Пусть на долгие года дружба сохранится.
                            Припев: Пусть горит на много лет
	                                Пламя светлой мысли.
	                                Мы даем сейчас обет 
	                                На все годы жизни.
                  Новые друзья, привет! Наш учитель, здравствуй!
                  Ждет в гимназии ребят знаний свет прекрасный.
                            Припев.
                  Учеба мчится, как мечтанье в объятьях сладкой тишины.
                  Нас ждет Отечества признанье, ведь мы - Отечества сыны.
                            Припев.
                  Славен наш союз,  друзья! Мы не знаем скуки.
                  Мы - единая семья, нас роднят науки. 
                            Припев.
                  Свой талант хотим развить, языки все изучить.
                  Познавать науки и забыть о скуке.
                            Припев.
 
  В Дни своего рождения гимназия принимает гостей. В гости к гимназистам приходили бывший мэр 
г. Южно-Сахалинска, ныне губернатор, Фархутдинов И.П, вице-губернатор Мишута Ю.Н, посвятивший своё 
стихотворение женщинам гимназии, губернатор Фёдоров В. П., который подарил именинникам свой романс о 
любви, иностранные делегации.
          Учителями славится гимназия ....
  Летом 1990 года городским отделом народного образования был объявлен конкурс на замещение вакантных
должностей учителей - предметников гимназии. Среди прошедших  конкурс было много именитых: отличники
народного просвещения  Борисова Л.С., Попова О.А., Румянцева Л.Н., Тен Т.И., Ханьжина И.В., Берус В.П,
Серикова Г.Ф., Савульчик Е.Ф., Лунева М.А., Поздеева А.А., Ра Н.Б., Семенихина Л.М., Полунина Л.П. и 
др.
  Сегодня из 100  учителей гимназии 45 имеют высшую квалификационную категорию; Мущенко З.П., 
Полунина Л.П. - звание заслуженный учитель России; Попова О.А., Румянцева Л.Н., Сомова О.И. - звание 
заслуженный учитель Сахалинской области; Калайтан Т.Г., Панченко Д.Я. - звание Почетный работник 
общего образования; 27 человек - Отличники народного просвещения.
  Но несмотря на  высокие звания и богатый опыт, учителя Южно - Сахалинской гимназии в первые же 
месяцы работы с учащимися, также прошедшими по конкурсу, поняли: надо снова учиться. Учиться работать
с одарёнными детьми. И они нашли такой университет.
  Свободный университет "Эврика" - часть общественного педагогического движения, возродившегося в 
середине восьмидесятых годов, благодаря деятельности "Учительской газеты" и ее главного редактора 
Матвеева В.
  В 70-80г.г. на страницах газеты был организован клуб творческой педагогики "Эврика". В 1989 году 
"Эврика" становится центром социально - педагогического проектирования и проводит свой первый 
региональный сбор в Томске. В 1990 году разработана трехлетняя программа переподготовки учителей, 
работающих по инновационным программам. Так родилась идея создания Свободного Университета "Эврика", 
который в 1993 году был зарегистрирован как негосударственное образовательное учреждение. В этом же 
году открывается второй факультет Университета - Управление развитием для руководителей школ.
  В 1992 году "Эврика" провела свой первый региональный сбор в гимназии.
  С этого момента начался новый этап содержательного развития ЮСГ. Всего на базе гимназии было 
проведено пять сборов, но первый был самым значимым и именитым. У нас в гостях побывали: 
Тубельский А. - директор московской школы самоопределения и развития, Ковалева Т.- директор частной
полисистемной  школы ( г. Томск ), Доля Г.- автор учебника "Happy English", Веракса Н.Е. и 
Дьяченко О.Н.- доктора психологических наук и др.
  Каждый сбор имел своё название:
      ·	1993 г. "Лагерный сбор" (проводился на базе п/л "Ласточка")
      ·	1994 г."При свечах" ( из-за частых отключений света вечерние пленумы приходилось проводить
при свечах в холодном актовом зале)
      ·	1995 г. "Международный" (у нас в гостях были Гордон Хатчинсон - руководитель 
образовательного ведомства графства Энфилд ( Лондон ) и Энн  Бэйкер - инспектор этого ведомства и 
2 педагога из Голландии.
      ·	1996г. "Дешевый, но сердитый" ( на сбор приехали только Адамский А. И Михайлов Ф. - доктор 
философских наук с двумя ассистентами. Было много интересных проектов, наработанных вместе с 
учащимися 8-10 классов).
    Школа одаренного учителя
  1990-1991 год стал годом начала проектной деятельности коллектива гимназии. Совсем не случайно 
первый проект под названием ШОУ (Школа Одаренного Учителя) был посвящен позиции педагога в 
экспериментальной гимназии.
  В ЮСГ поняли, что педагог - транслятор не может достаточно эффективно решать задачи 
образовательной деятельности гимназии. Тем более, что сегодняшняя организация жизни требует в 
массовых масштабах таких доселе экзотических качеств, как способность творить, переучиваться, 
критически мыслить, быть любознательным и инициативным. С такими задачами может справиться только
учитель-профессионал, который свободен в выборе профессиональных средств, а иногда и в выборе 
формулировки самой задачи.
  И.Д. Фрумин называет это особой социокультурной миссией учителя. Однако позиция "учительство 
как миссия" адресует эту миссию к некоторым внешним ценностям. А как же дети? А как же сам учитель
человек? Адресованали эта профессия им? Этот аспект учительской деятельности был исследован в 
ходе работы над  первым проектом  Школа Одаренного Учителя. Цель данного проекта: разработать 
механизм подготовки и переподготовки одаренного учителя, учителя-исследователя, умеющего развить
индивидуальные способности ученика.
  Группа проектантов (Полунина Л.П., Васильева С.Ю., Румянцева Л.Н., Попова О.А.)  исходили из 
того, что "способность - понятие педагогическое".
  Ученик, желая освоить какой-то вид деятельности, обращается к учителю, который, зная, как эта 
деятельность организована, посылает ему текст, являющийся для ученика "недостаточным". 
  Способность ученика проявляется в умении "достроить" этот текст.
  Данная  схема   олицетворяет собой учебный процесс, где ученик сам использует уже 
приватизированные им средства для понимания, входит в рефлекторную позицию и в результате -
создаёт новые, т. е. развивает свои способности.
  Отсюда  делается вывод:

     1.	Одаренным учителем является тот, кто умеет создать ситуацию "дефицитарного текста" и 
побудить ученика проявить свои способности.  
     2.	Ребенок - это бесконечное развитие способностей.
     3.	Учебные предметы в школе развития должны быть чувствительны к мышлению.
  Далее  авторы проекта предложили механизм переподготовки одаренного учителя, который до сих
пор очень эффективно работает в гимназии, помогает осуществлять переподготовку учительских кадров.	
  Важнейшим этапом профессионального развития педагога является проживание "ситуации 
дисквалификации".
  Второй педагог в силу каких-то причин и обстоятельств осуществляет профессиональный рост, 
осознавая при этом механизмы собственного роста. Первый педагог, будучи связан со вторым 
деятельностью, оказывается в ситуации конфликта со своим профессионализмом и профессионализмом 
второго. Понимая это, первый дисквалифицируется и имеет два выхода из сложившейся ситуации:

    1. Поиск новых техник, улучшающих собственную квалификацию.
    2. Овладение деятельностью второго педагога или переквалификация.
  Таким образом, учитель предстает перед детьми прежде всего как посредник. Посредник 
(по  Л.С. Выготскому)- фигура, которая обеспечивает встречу ребенка с его потенциальными 
возможностями, с идеальной формой его существования. И в этом смысле учитель для детей становится
взрослым, представителем того мира, куда им еще придется войти.
  Педагоги гимназии, стараясь быть взрослыми, делали этот проект вне привычных школьных дел, 
летом 1991 года, в рамках смены "Наука. Прогресс. Человечество", проходившей в тогда еще 
Всесоюзном пионерском лагере "Океан" под руководством замечательных молодых методологов из 
"Школы культурной Политики" С.Э. Зуева, М. Флямера и др. И показали своим ученикам, что у них 
есть свой интерес в школьной жизни, который не сводится только к удовлетворению образовательных
потребностей общества, учеников и их  родителей. Для них этот первый проект стал свидетельством
их независимости и способности отнестись к себе с интересом.
  В 1991 учителя и методисты Южно-Сахалинской гимназии выпустили сборник: "Одаренность: дар 
или воспитание". 
  В ней отразился первый этап становления ЮСГ, этап "инновационного романтизма", когда "делать
не по-старому" означало делать "по-новому". Сборник статей, сценариев и поурочных разработок 
представлял не только многообразие оригинальных идей, но и эйфорию освобожденного учительского 
творчества, стремление к созданию новых концепций и практик образования.
  В то время  было важно не потерять ни одного меняющего школу движения. Педагоги  были не 
слишком озабочены тщательностью и завершенностью проработки и оформления своих идей. И это не
означало, что они пренебрегали культурной формой. Участники инновационного процесса 
предполагали, что она появится в столкновении новых идей с реальными задачами и трудностями 
школы. И действительно, со временем броуновское движение разных по основательности, 
компетентности и ресурсной обеспеченности инициатив начало упорядочиваться вокруг некоторых 
проблем и идей, оказавшихся для Южно-Сахалинской гимназии принципиальными.
  Вопрос о множестве независимых содержательных линий под единой крышей становился предметом
обсуждения в коллективе. Ценности единства школы (но не единообразия) и соорганизации 
творческих групп входили в противоречие с естественным процессом хаотических проб. Возникла
необходимость не столько в выстраивании единой концепции школы, столько в такой организации
инновационной работы, которая создавала бы реальные возможности для взаимопонимания и 
кооперации. Фактически потребовалось научиться так оформлять собственные идеи и реальные 
шаги, чтобы они укладывались в общий контекст, были понятны и приняты коллегами. Особую 
значимость начали приобретать компетентность авторов, основательность замыслов, реалистичность
и перспективность предпринимаемых преобразований. Всем этим формам в полной мере соответствовал
проектный режим инновационной работы. Для успешного реформирования в сфере образования 
гимназисты имели:
    1. Заказ на конкретный проект, сформулированный управлением.
    2. Принятие исполнителями на себя серьезных моральных обязательств.
    3. Проведение достаточно длительной работы с постоянным уточнением исходного проекта. 
    4. Привлечение специалистов разных дисциплин, методологов, проектантов, экспертов.
    5. Должное кадрово-финансовое и техническое обеспечение.
ЮСГ принимала участие в следующих проектах "Эврики":
         1.	"Региональные программы развития образования"
           Итог:  
              ·	проект "Комплекс "Развитие";
              ·	проект "Международное отделение";
              ·	проект "Отделение развивающего обучения";
              ·	проект "Абитуротделение".
         2. "Школа без границ"
           Итог: 250 учащихся гимназии посетили США, Англию, Кипр, Израиль, Египет, Италию, 
Францию, Голландию, Бельгию во время каникул  для изучения культуры других народов.
  Диплом об окончании "Педагогического факультета"  свободного университета "Эврика" имеют
Фёдорова Е.А., Васильева С.Ю., Осадчая Т.А.
  Директор гимназии Полунина Л.П. закончила факультет "Управление развитием", защитила
дипломную работу "Проектный режим инновационной работы" в 1995 году в Тунисе и получила 
звание "Управленец инновационной школы".
  В 1994 году педагогический коллектив Южно - Сахалинской гимназии награжден Грантом 
третьей степени международного фонда "Культурная инициатива" по результатам номинации 
инновационных проектов в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России".

						

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz